В рамках профилизации в старшей школе для удовлетворения современных запросов учащихся разработан спецкурс, который мобилизирует активность учащихся, уделяет большое внимание взаимосвязи школьных естественнонаучных дисциплин-физики, химии, биологии, а также способствует развитию коммуникативных, повышение мотивации учащихся к обучению.

 

Химическая физика.

Элективный курс учителей физики и химии

 гимназии № 1562 им. А. Боровика

Улько Яны Геннадьевны и Чащиной Светланы Юрьевны.

                                                                              «Наука слагается из фактов, идей и слов,

                                                                                     их отражающих».

А.Лавуазье.

 

 

Пояснительная записка.

 

Данный  интегрированный спецкурс предназначен для учащихся девятых классов в рамках в объёме 34 часа( 1 час в неделю), которые предполагают обучение в дальнейшем в классах естественно-математического профиля.

 

Цель курса: 

 

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся по физике и  химии. Способствовать их профессиональному самоопределению. Создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений и навыков, необходимых для понимания межпредметных связей.

 

Задачи курса:

 

-создать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания.

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

- создание способностей направленных на умение ориентироваться в процессах происходящих в природе

- развитие умений связывать химические и физические законы.

-развить умение наблюдать и объяснять различные явления с точки зрения двух наук.

 

В курсе используются следующие виды деятельности:

 

- выполнение лабораторных работ

-проведение эксперимента

-составление и решение задач  связанных с физическими и химическими формулами.

-создание презентаций и устных сообщений.

 

 

В процессе обучения учащиеся приобретают:

 

-умения самостоятельно приобретать и применять знания;

-умения работать с источниками информации;

-умения решать задачи выходящие за рамки школьного курса.

-умения оформлять рабочие журналы с результатами наблюдений и эксперимента.

-умения решать задачи, где переплетаются химические и физические формулы.

 

   В курсе используются следующие педагогические технологии:

-Интерактивные подходы

-Эвристическое обучение

-Программированное обучение

-Активное обучение

-Дидактическая эвристика

-Разноуровневое обучение

-Метод проектов

-Учение через обучение

-Технология парного обучения

-Проблемное обучение

 

Динамика интереса к курсу фиксируется:

 

- анкетированием на первом и последнем занятии;

- собеседованием в процессе работы.

 

 

 

 В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

-наблюдать и изучать свойства вещества,

-описывать результаты наблюдений,

-выполнять измерения,

-работать с дополнительной литературой;

-обсуждать результаты эксперимента и участвовать в дискуссии.

 

Критерии успешности.

Ученик получает зачёт при условии:

- выполнения не менее трёх обязательных работ

-выполнения 4 письменных работ,

-выполнения одного доклада.

Завершается изучение курса письменной зачётной работой

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

Тема

Часы

Содержание

и  цели

Демонстрации

и оборудование

Вид

деятельности

Планируемый

результат.

Тема №1. Введение  - 1 час

 

1/1

Планирование курса.

 

1

Познакомить учащихся с курсом. Провести анкетирова-ние.

Интерактивная презентация.

Лекция. Фронтальная беседа.

Повысить интерес к курсу.

Тема №2. Основные понятия  и законы– 4 часа.

 

2

История развития физики и химии как науки.

1

Проследить этапы зарождения двух наук с древнейших времён.

 Слайд –шоу.

Лекция.

Самоанализ знаний учащихся .

 

Атомно-молекулярное учение. Законы сохранения массы веществ, закон постоянства состава.

 

 

 

 

 

3

Химия- наука о веществах.

Тело. Вещество. Материя.

1

Раскрыть  три понятия с точки зрения физики и химии. Материя и её виды.Различие свойств смеси и чистого вещества.

Набор тел разных форм размеров и материалов свойств. Демонстрация опыта по изучению осмоса и диффузии.

Оценка учащимися параметров, характери-

зующих  тела.

Составление таблицы с описанием свойств тел.

4

Физико-химические процессы в веществе.

 

1

Объяснение свойств кристалличес-ких

тел с точки зрения физики и

химии.

Соль, вода, набор для кристаллиза-

ции. Набор крис-

таллов.

Практичес-кая работа.

Выращивание кристалла

в домашних условиях.

Практическая

работа № 1

Выращивание кристаллов.

5

Периодичес-кий закон и периодическая система Д.И.Менделее-ва в свете теории о строении вещества.

 

1

Сравнение различных свойств элементов.

Электронная презентация.

Лекция. Работа по группам.

Сообщения от групп по свойствам заданных элементов.

Тема №3. Физико- химическая основа человека – 6 часов.

 

6

Человек-сложная физическая система.

1

Объяснение работы организма с точки зрения физических законов.

Таблицы.

Лекция. Фронтальная беседа.

Выявление законов физики которые можно применить к человеческому организму.

7

Человек-сложная химическая

система.

1

Объяснение работы организма с точки зрения химических

законов.

Демонстрация фильма.

Лекция.

Выявление химических процессов происходящих в организме.

8

Возможности человека.

1

Дискуссия о возможностях человеческого организма.

 

Семинар.

Создание электронной презентации учащимися по данной теме.

9

Человек и природа.

1

Экологические проблемы современности и физико-химические процессы происходящие в человеке.

Таблицы.

Доклады учащихся.

Сочинения учащихся по данной теме.

10

Лабораторная работа № 1

«Качественные реакции на белки»

1

Выявление химических свойств белков.

Набор для выявления различных свойств белков.

Практическая работа.

Письменная работа учащихся.

11

Лабораторная работа № 2

«Выявление различных физических свойств организма»

1

Выявление и измерение различных сил связанных с организмом человека.

Динамометр.

Весы. Силомер.

Сантиметр.

Набор грузов.

 

Практическая работа.

Письменная работа учащихся.

 

Молярная и молекулярные массы, количество вещеста и их использование в задачах

3

 

 

 

 

12

Молярная и молекулярные массы. Количество вещества.

1

Решение задач по химии  и физике с использованием данных понятий.

Дидактические материалы.

Урок решения  интегрированных задач.

Самостоятель-

ная работа.

13

Молярная и молекулярные массы. Количество вещества.

1

Решение задач по физике с использованием данных понятий.

Дидактические материалы

Урок решения задач.

Самостоятель-

ная работа.

14

Молярная и молекулярные массы. Количество вещества.

1

Учащиеся самостоятельно придумывают задачи по данной теме.

 

Работа в группах.

Презентации задач.

Тема № 4.Химия и физика космоса 4 часа.

 

15

Химия

и физика космоса.

1

Что и как изучают эти науки в космосе.

Электронная презентация.

Лекция.

Работа со справочной литературой.

16

Химия в Солнечной системе.

1

Процессы происходящие в Солнечной системе с точки зрения химии.

Демонстрация фильма.

Фронталь-ная беседа с элементами лекции.

Составление таблицы с характеристи-кой химических реакций происходящих

в солнечной системе.

17

Физика в Солнечной системе

1

Процессы происходящие в Солнечной системе с точки зрения физики.

Демонстрация фильма.

Фронталь-ная беседа с элементами лекции.

Учащиеся самостоятельно должны перечислить физические законы действующие в Солнечной системе.

18

Ядерные реакции происходящие во Вселенной с физико-химической точки зрения.

1

Описание ядерных реакций во Вселенной.

Электронная презентация.

Лекция. Решение задач.

Самостоятельная работа по ядерным реакциям.

19

Эволюция Вселенной с точки зрения химии и физики.

1

Процессы происходящие во Вселенной с точки зрения физики и химии.

 

Работа со справочной литературой.

Сообщения учащихся.

 

Физика и химия на кухне.

6

 

 

 

 

20

Физика в домашних условиях.

1

Применения физических законов в квартирах.

Лампочка. Чайник.

Беседа.

Самостоятель-ная работа.

21

Химия в домашних условиях.

1

Химические процессы в домашних условиях.

 

Беседа.

Самостоятель-ная работа

22

Химия и физика на кухне.

1

Химические реакции и физические законы в продуктах.

Лимоны. Электроды и провода. Амперметр.

Практичес-кая работа.

Сообщения.

23

Электричество на даче.

1

Выявление где применяется электричество на даче и с помощью каких приборов его можно изучитью

 

Фронталь-ная беседа.

Составление таблицы с описанием.

24

Химия на даче.

1

Выявление какие химические вещества и как используются на даче.

Демонстрация фильма об удобрениях.

Фронталь-ная беседа.

Составление списка удобрений используемых в сельском хозяйстве.

25

Химия и физика в продуктах.

1

Расчёт калорий содержащихся в продуктах и изучение состава продуктов.

Этикетки с различных продуктов.

Практичес-кая работа.

Письменная работа.

 

Водный мир.

6

 

 

 

 

26

Вода-источник жизни.

1

Физические и химические свойства воды.

Электронная презентация.

Лекция.

Составление таблицы с различными свойствами воды.

27

Изучение состава воды,

взятой из различных источников.

1

Выявление химических элементов, содержащихся в воде из разных источников.

Справочные материалы.

Лекция.

Работа со справочной литературой.

28

Лабораторная работа № 3

«Определение степени загрязнения воды»

1

Определить, насколько загрязнена вода из различных источников.

Вода, необходимое оборудование.

Практичес-кая работа.

Письменная работа.

30

Элементы гидростатики.

1

Решение задач на применение закона Архимеда, условие плавания тел, сообщающиеся сосуды.

 

Практичес-кое занятие.

Самостоятель-ная работа.

31

ГЭС и проблемы экологии.

1

Проблема «энергетичес-кого голода» и экологии.

Демонстрация фильма.

Беседа.

Доклады учащихся.

 

Итоговые занятия.

3

 

 

 

 

32

Повторение и обобщение курса.

1

Повторение пройденного.

 

Сообщения учащихся.

 

33

Итоговое тестирование.

1

Письменная работа.

 

Письменная работа.

Письменная работа.

34

Итоговое занятие. Подведение итогов.

1

 

 

Фронталь-ная беседа.

 

 

 

 

       Список литературы:

 

1.     Баранов В.Б. Что такое солнечный ветер. Соровский образовательный журнал.-1996.-№ 2.-С. 81.№ 3.-С.9.

2.     Загадочный метеорит Тагиш-Лейк. Химия в школе.-2002.-

3.     Покровский А,А, Физический эксперимент в средней школе.

4.     Экология.Т.19.-М.: Аванта,2004

5.     Журнал «Физика в школе».

6.     Журнал « Здоровье и экология».-Волгоград: Экология.

7.     «Первое сентября»-Издательский дом «Первое сентября»

8.     Г.И. Штермплер « Химия на досуге.Домашняя лаборатория».М., Просвещение, 1996.

 

 

Поисковые системы:

 

 http://www.yandex.ru

 

 http://www.rambler.ru

 

         Сайты:

 

http://ru.wikipedia.org

 http://n-t.ru

http://www.physica.ru

http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1479

http://tartaria.com/tar/index.php?go=Pages&in=view&id=14

http://smallbay.ru/magic1.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F